Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Оценку здоровья школьников рекомендуется проводить с помощью классической комплексной оценки здоровья детей и подростков (С. М. Громбах с соавт., 1982), базируемой на следующих критериях: 1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности; 3) уровень функционального состояния основных систем организма; 4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

Для комплексной оценки уровня здоровья школьников на современном этапе разработан интегральный показатель здоровья, рассчитанный по авторской методике. Интегральный показатель здоровья ребенка определяется на основе метода анализа иерархий (МАИ) и деревьев решений, при этом, классическую комплексную оценку рекомендуется дополнить сведениями о самочувствии, активности и настроении ребенка (тест-САН), а также показателями умственной работоспособности. Оценку физического развития, физической подготовленности, функциональных нарушений, хронической заболеваемости, рекомендуется проводить в соответствии с действующими организационно-распорядительными и методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также региональными стандартами физического развития детей и подростков. Резистентность организма рекомендуется оценивать по количеству перенесенных ребенком острых заболеваний за год; функциональное состояние - с помощью морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибински, Шаповаловой, Руфье). Показатели комплексной оценки здоровья, показателей достигнутого уровня развития (физического и психического), уровня функционального состояния основных систем организма могут быть разложены на отдельные весовые коэффициенты (табл. 1).

Таблица 1. Весовые коэффициенты интегрального показателя здоровья

Показатель

Коэффициент значимости

Комплексная оценка здоровья

1.

Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний

0,377

2.

Уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности

0,138

3.

Уровень функционального состояния основных систем организма

0,405

4.

Степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям

0,08

Уровень достигнутого развития (физического и психического),

степени его гармоничности

1.

Уровень физического развития

0,617

2.

Степень гармоничности физического развития

0,297

3.

Показатель САН

0,086

Уровень функционального состояния основных систем организма

1.

Индекс Кетле

0,039

2.

Индекс Скибински

0,474

3.

Индекс Шаповаловой

0,132

4.

Индекс Руфье

0,087

5.

Индекс Робинсона

0,226

6.

Показатель умственной работоспособности

0,042

Показатель умственной работоспособности

1.

Эффективность работы

0,584

2.

Степень врабатываемости

0,281

3.

Психическая устойчивость

0,135

Интегральный показатель здоровья определяется с помощью метода аддитивной свертки комплекса стандартизированных показателей, перечисленных ранее. Аддитивная свертка комплекса показателей проводилась последовательно на основании иерархической модели (рисунок 1) последовательно, начиная с нижнего уровня критериев. На рисунке 1 представлена структура интегрального показателя здоровья (логический тип переменной) в виде иерархической модели.


Рисунок 1 – Структура интегрального показателя здоровья (логический тип переменной)

В таблице 2. представлена нормативная шкала оценки уровня интегрального показателя здоровья.

 Таблица 2. Нормативная шкала оценки уровня интегрального показателя здоровья

Величина показателя

Уровень интегрального показателя здоровья

0-0,25

низкий

0,26-0,7

средний

0,71-1,0

высокий