Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Рекомендуемые диапазоны среднегодовой, среднесуточной и суммарной нагрузки по четвертям учебного года и в период летних каникул в соответствии с категориями двигательной активности (фоновая, очень легкая, легкая, средняя) для мальчиков и девочек должны соответствовать уровням, приведенным в таблице 1, 2.

 

Таблица 1. Рекомендуемый диапазон среднесуточной нагрузки по категориям двигательной активности школьников

 

Категории двигательной активности

Диапазон значений для мальчиков

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Лето

час

ккал

час

ккал

час

ккал

час

ккал

час

ккал

Фоновая (сон)

10,2±0,7

10,2±0,7

10,5±0,5

10,5±0,5

9,1±1,3

9,1±1,3

9,5±0,9

9,5±0,9

11,1±1,2

11,1±1,2

Очень легкая

8,3±1,6

12,4±2,4

8,2±0,9

12,3±1,3

8,4±2,1

12,6±3,2

7,9±1,6

11,8±2,4

6,9±0,7

10,6±0,9

легкая

1,0±0,3

2,5±0,7

1,3±0,1

3,3±0,3

2,1±0,1

5,3±0,2

0,8±0,3

2,1±0,9

5,3±0,7

13,2±1,8

средняя

7,1±0,8

28,4±3,2

6,5±0,1

25,8±0,6

6,6±0,3

26,4±1,2

6,5±0,8

26,2±3,0

4,6±1,2

18,4±4,8

Итого

24,0

53,5±7,1

24,0

51,8±2,7

24,0

53,4±5,8

24,0

49,6±5,4

24,0

53,3±8,1

 

Таблица 2. Рекомендуемый диапазон среднесуточной нагрузки по категориям двигательной активности школьников

 

Категории двигательной активности

Диапазон значений для девочек

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Лето

час

ккал

час

ккал

час

ккал

час

ккал

час

ккал

Фоновая (сон)

9,5±0,6

9,5±0,6

9,6±0,6

9,6±0,6

9,5±0,5

9,5±0,5

9,6±0,6

9,6±0,6

10,4±0,9

10,4±0,9

Очень легкая

8,3±1,3

12,5±1,9

8,6±0,9

12,9±1,4

8,3±1,1

12,5±1,6

8,4±1,1

12,6±1,7

5,6±1,3

8,4±3,7

легкая

1,2±0,1

2,9±0,4

1,3±0,4

3,4±0,9

1,2±0,2

3,0±0,5

1,9±0,9

4,9±2,4

5,1±0,3

12,5±0,8

средняя

4,9±0,5

19,8±1,8

5,1±0,4

20,4±1,8

4,8±0,1

19,2±0,4

5,1±0,3

20,2±1,4

6,5±1,1

26,0±4,4

Итого

24,0

44,7±4,7

24,0

46,4±4,4

24,0

44,2±3,0

24,0

47,3±6,0

24,0

57,3±15,9

 

Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора, нахождение в транспорте - это формы, во время которых ребенок находится в статическом состоянии.

Подвижный образ обучения позволяет увеличить двигательную активность, повышает продолжительность фазы высокой работоспособности детей на уроке.Рекомендуется проводить физкультминутки (физкультпаузы) на уроках в школе и дома во время приготовления домашнего задания, длительного чтения, рисования и т.п.

В структуре рекомендуемого распределения нагрузки по категориям двигательной активности во время пребывания ребенка в образовательном учреждении на «среднюю» категорию (урок физической культуры, подвижные перемены, физкультминутки) должно приходиться 1,2-1,3 часа; «легкую» категорию (перемены, прием пищи) - 0,8-1,0 час; «очень легкую» (пребывание на уроках) - 3,3-4,5 часа.

В случае если фактическая двигательная активность ребенка не укладывается в рекомендуемые величины (количественные и качественные), определяются показатели вероятности формирования нарушений здоровья, формулируются мероприятия по коррекции двигательного режима в организованном коллективе и внешкольных условиях, информация доводится до родителей.

Для детей, требующих коррекции двигательного режима, гигиеническую оценку суммарного уровня и структуры режима двигательной активности рекомендуется проводить в ежечетвертном режиме. Для детей, не требующих коррекции двигательного режима, оценку двигательной активности рекомендуется проводить не реже 1 раза в год.