Пример гигиенической оценки суммарного уровня и структуры режима двигательной активности школьника
Ребенок - Дима, 12 лет, школа № N.
Время проведения анкетирования – май 2018 г.
Заключение:
1. В структуре двигательной активности преобладают затраты времени на очень легкую категорию и недостаточно времени уделяется средней категории двигательной активности. Причина - ребенок большую часть времени проводит за компьютером, утреннюю зарядку не делает, мало участвует в подвижных играх на воздухе.
Фактические и рекомендуемые показатели на каждую из категорий двигательной активности и суточных энерготрат (Дима, 12 лет)
Показатели |
Время (час) |
MET |
Энерготраты (ккал/кг) |
|||
Факт |
N* |
Факт |
N |
Факт |
N |
|
Фоновая (сон) |
9,5 |
9,5 |
1,0 |
1,0 |
9,5 |
9,5 |
Очень легкая |
12,75 |
6,6 |
1,5 |
1,5 |
19,13 |
9,9 |
Легкая |
1,0 |
2,1 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
5,3 |
Средняя |
0,75 |
5,8 |
4,0 |
4,0 |
1,0 |
23,2 |
Итого за сутки: |
24,0 |
24,0 |
|
|
32,13 |
47,9 |
Примечание: N* - рекомендуемый уровень
2. Уровень двигательной активности «ниже оптимального»; риск нарушений физического и психического развития – 42,3%; риск снижения функциональных возможностей организма, показателей умственной и физической работоспособности– 49,0%; риск снижения резистентности организма – 61,8%; риск формирования новых хронических заболеваний и обострения имеющихся – 37,3%.
3. Ребенку необходимо проведение корригирующих мероприятий в части изменений двигательного режима ребенка.
Рекомендации по коррекции двигательного режима:
Ребенку необходимо сократить затраты времени на очень легкую категорию двигательной активности (до 6,6 ч.), увеличить затраты времени на легкую (до 2,1 ч.) и среднюю (до 5,8 ч.) категории. Для этого необходимо увеличить продолжительность динамического компонента режима дня – ежедневно привлекать ребенка к выполнению легкой домашней работы (уборка помещений, уход за домашним животным), ходьбе пешком не менее часа (пешие прогулки, походы в магазин и т.д.). Также необходимо включить в структуру режима дня обязательные динамические элементы (утренняя зарядка, продолжительностью 15-20 минут); динамические паузы – при выполнении домашнего задания; участие в подвижных спортивных играх или прогулках на улице (велосипед; лыжи; теннис, бадминтон не менее 2 часов в сутки).
В условиях образовательного учреждения – рекомендуется не пропускать уроки физической культуры и принимать участие в подвижных играх и спортивных мероприятиях.
Ожидаемая эффективность: Достижение оптимального уровня двигательной активности; снижение вероятности формирования нарушений роста и развития, повышение умственной работоспособности в течение учебного года, адаптационных возможностей организма, развитие необходимых двигательных навыков и повышение уровня физической подготовленности.
Контрольная оценка двигательной активности – ноябрь 2018 г.