Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Здоровье ребенка – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка (совокупность морфофункциональных особенностей организма), гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, оптимального формирования адаптационных компенсаторных реакций в процессе роста. 

Таким образом, в определении «здоровье ребенка» сопряжены два понятия: здоровье и развитие. То есть, здоровье ребенка – это итог его развития. 

Здоровье ребенка может быть оценено с помощью интегрального показателя, который включает следующие критерии: 1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности; 3) уровень функционального состояния основных систем организма; 4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям; 5) показатели самочувствия, активности, настроения и умственной работоспособности.

Нормальное развитие ребенка невозможно без двигательной активности. Однако в современной российской школе учащиеся как раз и испытывают дефицит двигательной активности. По данным Минздравсоцразвития России, школьники реализуют свой двигательный потенциал только на 18-20%; 65% детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом. В итоге свыше 40% допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе, в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.

Многочисленными исследованиями доказано, что заболевания опорно-двигательного аппарата занимают ведущее место в перечне основных видов заболеваний у детей. Нарушения осанки, искривление позвоночника, задержка возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости снижают не только силу и работоспособность ребенка, но и работоспособность скелетной мускулатуры. Недостаток движения вызывает изменения в центральной нервной системе, эндокринной системе, которые в свою очередь ведут к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к изменению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, следовательно, к снижению общей работоспособности организма.

Уровень двигательной активности детей школьного возраста определяет значения накопительных рисков нарушений их здоровья. Чем выше или ниже значение уровня двигательной активности школьника и чем дольше он находится в неблагоприятных условиях неоптимальной двигательной активности, тем выше вероятность возникновения нарушений в здоровье ребенка. 

Накопительный риск отклонений здоровья ребенка – это вероятность возникновения отклонений в здоровье ребенка в условиях неоптимальной двигательной активности за определенный период времени нахождения в данном режиме деятельности.

Накопительный риск снижения уровня физического и психического развития ребенка – это вероятность возникновения отклонений в здоровье ребенка, связанная с изменениями уровня и гармоничности физического, психического развития в условиях неоптимальной двигательной активности ребенка за определенный период времени нахождения в данном режиме деятельности, выраженная в процентах.

Накопительный риск снижения функциональных возможностей организма ребенка – это вероятность возникновения отклонений в здоровье ребенка, связанная со снижением функциональных возможностей организма, умственной и физической работоспособности, в условиях неоптимальной двигательной активности ребенка за определенный период времени нахождения в данном режиме деятельности, выраженная в процентах.

Накопительный риск снижения уровня резистентности организма, ребенка – это вероятность возникновения отклонений в здоровье ребенка, связанная с увеличением кратности острых заболеваний в условиях неоптимальной двигательной активности ребенка за определенный период времени нахождения в данном режиме деятельности, выраженная в процентах.

Накопительный риск формирования хронических заболеваний ребенка – это вероятность возникновения отклонений в здоровье ребенка, связанная с формированием новых хронических заболеваний и обострений, имеющихся в условиях неоптимальной двигательной активности ребенка за определенный период времени нахождения в данном режиме деятельности, выраженная в процентах.

Показатели вероятности формирования нарушений здоровья определяются, если фактическая двигательная активность ребенка не соответствует оптимальным величинам. В дальнейшем формулируются мероприятия по коррекции двигательного режима ребенка в организованном коллективе и внешкольных условиях. Коррекция двигательного режима, гигиеническая оценка суммарного уровня и структуры двигательной активности проводится у детей один раз в четверть. Для детей, не требующих коррекции двигательного режима, оценку двигательной активности рекомендуется проводить 1 раза в год.