Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

В ходе межведомственного рабочего совещания были рассмотрены результаты работы рабочих групп по формированию сборника технологических карт для детей больных сахарным диабетом и целиакией. Обсуждена структура и содержательная часть документа, актуальность его разработки и утверждения. Особое внимание в проекте документа уделяется организации образовательного процесса и питания для детей с сахарным диабетом. Наряду с требованиями к организации питания в документе сформулированы рекомендации классному руководителю (воспитателю), учителю физической культуры, работникам пищеблока по профилактике гипогликемии, указаны причины ее возникновения, симптоматика. Выдержка из проекта документа: Гипогликемия – одно из наиболее тяжелых состояний, которое может провоцироваться сахарным диабетом. Гипогликемия характеризуется моментальным течением и требует оперативной коррекции. При возникновении гипогликемии у ребенка бледнеет кожа, повышается потливость, может отмечаться дрожание рук, возникать жалобы на общую слабость, сопровождаться повышенной нервозностью, волнением, нарушением координации движений. Крайним проявлением гипогликемии может стать потеря сознания и судороги. Причины гипогликемии - введения большой дозы инсулина; отсроченность во времени приема пищи от введенной инъекции инсулина; пропуск ребенком приема пищи после сделанной инъекции или недостаточная калорийность съеденной пищи; значительная физическая нагрузка без дополнительного приема углеводов. Для купирования приступа гипогликемии вне зависимости от того, находится ребенок на уроке или на перемене необходимо предоставить возможность ребенку съесть 2-4 кусочка сахара, конфету, выпить стакан фруктового сока или чая, съесть бутерброд. Если у ребенка нет с собой еды, ему необходимо предоставить возможность выпить сок или чай в столовой. Оснований отправлять ребенка домой при возникновении гипогликемии нет. Симптоматика в случае правильных действий исчезает через 10-15 минут. Если ребенок потерял сознание, необходимо вызвать скорую помощь. При потере сознания не нужно пытаться влить ребенку сладкий напиток, поскольку без сознания, ребенок может захлебнуться. Если дети, больные сахарным диабетом, выходят на мероприятие, проводимое вне образовательной организации, педагог предварительно должен уточнить взял ли ребенок с собой еду. Учитель физической культуры должен уделять детям с сахарным диабетом особое внимание, интересуясь поел ли ребенок перед уроком физкультуры и после него. Приемы пищи должны осуществляться четко по расписанию. Режим питания детей с диабетом может соответствовать режиму питания остальных учеников (завтрак, обед, полдник и ужин). Если профиль действия инсулина диктует необходимость введения в режим питания дополнительных перекусов, этот вопрос должен быть обсужден с родителями, определен порядок организации и время проведения перекусов. Дети больные сахарным диабетом, их родители, педагоги, работники столовой должны понимать, что пропуск приема пищи может послужить причиной гипогликемии и резкого ухудшения здоровья ребенка. Для детей больных сахарным диабетом в обязательном порядке должно быть организовано питание с интервалом в приеме пищи не более 4-х часов. В рацион питания должны быть включены продукты животного и растительного происхождения - источники полноценного белка (творог, мясо, рыба, птица, яйца, сыр, гречка, рис, фасоль, овес). Углеводы должны иметь низкий гликемический индекс (овощи - перец сладкий, баклажан; брокколи, цветная капуста, спаржевая фасоль; свежая зелень, листовая зелень; свежие фрукты, бобовые, коричневый рис, макаронные изделия из муки твердых сортов или цельнозерновые макаронные изделия). Углеводы с высоким гликемическим индексом должны быть полностью исключены из питания. При приготовлении блюд для детей с сахарным диабетом, работники пищеблока должны четко соблюдать технологию приготовления блюд, информировать родителей о калорийности рациона питания, содержании белков, жиров и углеводов для правильного расчета необходимой к введению дозы инсулина, в том числе с использованием сайта образовательной организации. В ходе обсуждения возникли предложения по дополнению содержательной части документа. Работа над методическими рекомендациями продолжается.