В 2019 г. в программном средстве «Оценка эффективности оздоровления детей» прошли 16 субъектов РФ (Московская область, Новосибирская область, Ленинградская область, Липецкая область, Тульская область, Алтайский край, Омская область, Приморский край, Республика Алтай, Астраханская область, Тюменская область, Архангельская область, Иркутская область, Ростовская область, Курганская область, Республика Крым), 33 Управления Роспотребнадзора (Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Республика Бурятия, Приморский край, Оренбургская область, Республика Марий Эл, Саратовская область, Удмуртская Республика, Архангельская область, Новгородская область, Ленинградская область, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Новосибирская область, Омская область, Республика Хакасия, Республика Алтай, Курганская область, Тюменская область, Челябинская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Липецкая область, Московская область, Тульская область, Астраханская область, Ростовская область, Краснодарский край) и 12 региональных органов исполнительной власти - координаторы организации отдыха и оздоровления, региональные министерства здравоохранения (Владимирская область, Курганская область, Липецкая область, Московская область, Новосибирская область, Омская область, Приморский край, Республика Алтай, Республика Бурятия, Саратовская область, Тюменская область, Тульская область).
В базу данных программного средства была внесена информация об организации питания 160 стационарных загородных организациях отдыха и оздоровления (в том числе, 68 стационарных загородных организаций воспользовались опцией построения в программе цикличного меню, ежедневного фактического меню, меню-раскладок и накопительной ведомости), акарицидных обработках и результатах энтомологических обследований территорий; внештатных ситуациях; ежедневной численности детей в оздоровительной организации; заболеваемости детей и эффективности их оздоровления, результаты анкетирования о качестве услуг отдыха и оздоровления, оказанных оздоровительной организацией. В 2019 г. была также предусмотрена опция консультации психолога, по запросу оздоровительной организации. В индивидуальный отчет об эффективности оздоровления ребенка за смену в 2019 г. была добавлена информация об обращениях за медицинской помощью, нахождения в изоляторе. В 2019 г. родителям (законным представителям) была предоставлена возможность получения индивидуального отчета об эффективности оздоровления своего ребенка самостоятельно, а также через руководителя оздоровительной организации либо через регионального координатора отдыха и оздоровления. Учитывая отсутствие устойчивого Интернета на территории лагерей, в локальных версиях программы работало 17 оздоровительных организаций.
В базу данных Программы в летний оздоровительный сезон 2019 г. была внесена информация по 84 529 детям. Из них, к первой группе здоровья отнесено 66,6% детей, ко второй – 27,2%, к третьей-пятой группам – 6,2% (табл.1). Существенно выше средних показателей отмечался удельный вес детей с хроническими заболеваниями в оздоровительных организациях Архангельской (41,1%), Астраханской (26,6%) и Иркутской (18,7%) областях. В организации занятий лечебной физкультурой нуждалось 1,5% детей (1 268 детей). В программу внесены данные по результатам двух измерений антропометрических и физиометрических показателей (в начале и окончании смены) по 80 760 детям. Высокая эффективность оздоровления отмечалась у 86,9% отдохнувших детей. Наиболее высокие показатели эффективности оздоровления отмечались по Иркутской (96,1%), Липецкой (97,1%), Омской (96,2%) и Новосибирской (95,7%) областям. Низкие – в Курганской (56,6%), Ростовской (56,9%) и Архангельской (60,2%) областях.
Существенно ниже среднего показателя (ниже 50%) отмечался показатель удельного веса детей с высокой эффективностью оздоровления по следующим оздоровительным организациям, из числа введенных в базу, в т.ч.:
- Астраханская область – Альтаир (26,1%);
- Ленинградская область – Лесная сказка (45,1%), Маяк (48,6%), Спутник (25%);
- Московская область – Сокол (43%);
- Тульская область – Ласточка (34,3%), Энергетика (49%).
Низкая эффективность оздоровления отмечалась у 9,5% детей.
Эффективность оздоровления отсутствовала у 8,2% (2 885 детей), в том числе по причине:
1) отсутствия положительной динамики функциональных показателей и снижения массы тела - 1620 детей (2,0%);
2) отсутствия положительной динамики функциональных показателей - 803 ребенка (1,0%);
3) снижения массы тела у детей с нормальной массой тела и дефицитом массы тела - 462 ребенка (0,6%).
Высокие показатели удельного веса детей с отсутствием оздоровительного эффекта отмечалось в оздоровительных организациях Архангельской области (17,8%), Приморском крае (12,0%) и Курганской области (11,9%).
Анкетирование о качестве оказываемых услуг прошли 3 511 детей, из них 67,9% отметили доступность в лагере Интернета, 29,6% детей использовали гаджеты ежедневно более 1 часа.
Чувство голода между приемами пищи в ходе летней оздоровительной смены регулярно испытывали 16,4% детей, в вечернее время перед сном – 10,8% детей.
Принимали участие в уборке помещений – 54,4 % детей, территории – 47,3% опрошенных; самостоятельно заправляли постель - 96,8% детей.
Спали в тихий час – 68,1% детей; не спали в тихий час по причине наличия насекомых в спальных помещениях – 12,2% детей; по причине духоты и плохого проветривания помещений - 7,3%.
Отмечали отсутствие условий для стирки личных вещей – 17,1% опрошенных детей, затруднения в ежедневной помывке отметили 18,0% детей; дефицит питьевой воды – 5,9% детей.
Т.е. проблемы с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия решены не в полном объеме.
По итогам проверок за выявленные нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере технического регулирования, внесенные в программу, Территориальными Управлениями Роспотребнадзора, участвующими в пилотном проекте, составлен 451 протокол, из них 17,3% (78 протоколов) - на юридические лица. Из общего числа составленных протоколов 43,2% составлено – по ст. 6.7. КоАП РФ, 24,6% - по ст. 6.6. КоАП РФ, 10,0% – по ст. 14.43. КоАП РФ.
В ходе 58 проверок было выявлено 128 фактов нарушений требований санитарного законодательства и законодательства в сфере технического регулирования, в том числе:
- поставки продуктов без сопроводительных документов – 9 фактов (Липецкая (1), Новосибирская (1), Омская (1), Московская (1), Тульская (4) области, Республика Алтай(1);
- поставки продуктов без маркировки – 25 фактов (Ленинградская, Липецкая, Новосибирская (2), Омская (3), Тульская (13), Московская (4), Курганская области);
- поставки продуктов с истекшим сроком годности - 3 факта (Московская (2), Ленинградская (1) области);
- нарушения условий хранения - 25 фактов (Московская (4), Новосибирская (3), Тульская (6), Курганская (2), Ленинградская (7) области, Алтайский край (3);
- наличие запрещенных к реализации продуктов – 10 фактов (Ленинградская, Омская (2), Тульская (2), Московская (2) области, Алтайский край и Республика Алтай (2).
Недополученный оздоровительный эффект оценивался по 13 территориям и в среднем составил 2,4%, в т.ч. за счет замечаний к условиям проживания – 0,2%; к организации питания – 0,7%; к организации водоснабжения – 0,6%; условий дополнительного образования – 0,2%; оздоровительно-профилактической работы – 0,7%.
Наиболее высокие показатели недополученного оздоровительного эффекта отмечались в летний оздоровительный сезон 2019 г. по организациям Курганской (5,4%), Омской (4,8%) и Московской (4,1%) областям.
В режиме летнего оздоровительного сезона 2019 г. организациям, участвующим в пилотном проекте, Институтом оказывалась методическая помощь, в составлении меню, использованию сервисных опций предусмотренных программой. За период летнего оздоровительного сезона 2019 г. от участников пилотного проекта, через встроенный в программное средство чат, поступило 227 вопросов, на все вопросы в оперативном режиме давались разъяснения. С целью рационального режима работы в программном средстве «Оценка эффективности оздоровления» в подготовительный к летней оздоровительной кампании подготовлены инструкции по порядку регистрации и работы в программе в форме видео- файлов, мониторинговая информация в еженедельном режиме доводилась до участников пилотного проекта.
Работа в режиме единого информационного поля посредством программного средства «Оценка эффективности оздоровления» второй год демонстрирует свою информативность, результативность и создает условия для оперативного принятия решений внутриведомственного и межведомственного характера.