В рамках реализации Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора проведено анкетирование о пищевых привычках, фактическом питании, знаниях и навыках ЗОЖ и двигательной активности среди школьников, их родителей и педагогов, родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Анкетирование проводилось с использованием кросс-платформенного программного средства, разработанного ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора. В анкетировании приняли участие респонденты Новосибирской и Омской областей.
При анализе результатов анкетирования родителей школьников выявлено, что большинство родителей получают сведения о питании их ребенка в образовательной организации от классного руководителя и по рассказам ребенка (48,4 % и 43,5 % соответственно. Лишь 4,8 % родителей получают эти сведения на информационных ресурсах школ. Положительно оценили вкусовые характеристики блюд, подаваемых в школьной столовой, 74,2 % родителей. 14,5 % родителей указывают на недостаточность времени, выделяемого на прием пищи детей. 38,7 % считаю меню столовых недостаточно разнообразным. 85,5 % родителей указывают на отсутствие возможности выбора блюд детьми. В основной массе респонденты довольны обстановкой в школьных столовых и считают, что площадь помещений достаточна для комфортного питания детей (91,9 и 98,4 % соответственно). Свою удовлетворенность питанием ребенка в школе 45,2 % родителей оценивают как «отлично», 24,2 % - «хорошо», 20,9 % - «удовлетворительно» и 9,6 % - «плохо». Также в заключении опроса родителям было предложено написать свои предложения о улучшении питания детей в школе, наиболее упоминаемыми предложениями были: разнообразить меню, увеличить количество подаваемых овощей и фруктов, усилить контроль за поставщиками продуктов питания, готовить блюда на пищеблоке школы (не работать по привозному типу).
По данным проведения опроса учащихся образовательных организация выявлено, что только 57,6 % учащихся ежедневно питаются в школьной столовой, 23,8 % питаются в столовой 2-3 раза в неделю или менее, 18,6 % респондентов в столовой не питаются вообще. Из тех детей, которые не питаются в школьной столовой, питаются принесенной из дома едой 13,6 %, 30,5 % детей в школе не питаются вообще, остальные дети покупают питание в школьном буфете и близлежащих торговых точках. Большинство детей, питающихся в школьной столовой положительно оценили вкусовые и температурные характеристики подаваемых блюд (69,5 и 70,0 % соответственно). 39,0 % учащихся указывают на недостаточность времени, выделяемого на прием пищи в школе. 45,8 % учащихся заявляют, что школьное меню недостаточно разнообразно. Положительно оценили чистоту приборов и атмосферу в столовой 91,5 % школьников. Указывают на недостаточную площадь столовой для комфортного питания 37,3 % детей. Свою удовлетворенность питанием в школе 30,6 % школьников оценивают как «отлично», 27,1 % - «хорошо», 27,1 % - «удовлетворительно» и 15,3 % - «плохо». Также в заключении опроса детям было предложено написать свои предложения о улучшении питания в школе, наиболее упоминаемыми предложениями были: разнообразить меню, дать возможность самостоятельного выбора блюд, работать пищеблоку по сырьевому типу.
Также в анкетировании участвовали родители детей дошкольного возраста. Информацию о питании детей в детском саду 74,3 % родителей получают от воспитателей, только 8,6 % респондентов могут получить данную информацию на сайте детского сада. Большинство родителей положительно оценивают вкусовые и температурные характеристики подаваемых детям блюд (82,8 и 88,6 % соответственно). 17,1 % родителей указывают на недостаточную разнообразность меню детского сада. Положительно оценили санитарное состояние и атмосферу в помещении питания детей – 94,3 % родителей.
При анализе социологического опроса преподавательского состава образовательных организаций получены следующие итоги. Преподаватели указывают, что 97 % учеников их классов питаются в школьной столовой. 90 % преподавателей положительно оценивают вкусовые и температурные характеристики блюд, подаваемых детям в столовой. 40 % преподавателей указывают на однообразие школьного меню и отсутствие возможности самостоятельного выбора блюд детьми (60 и 70 % соответственно). 20 % преподавателей указывают на плохую атмосферу в столовой, низкое качество и чистоту приборов. 30 % учителей указывают на недостаточную площадь школьной столовой для комфортного питания детей. Свою удовлетворенность питанием детей в школе 60 % учителей оценивают как «отлично», 20,0 % - «хорошо», 20,0 % - «удовлетворительно» и 10,0 % - «плохо». Также, в заключение опроса, преподавателям было предложено высказать свои замечания и пожелания относительно организации питания детей в школьной столовой. Учителями было высказано предложение разнообразить школьное меню и дать детям возможность самостоятельного выбора блюд.
Общеобразовательным организациям по итогам анкетирования даны рекомендации по улучшению организации питания.