Для проведения экспериментального этапа исследований были выбраны общеобразовательные организации г. Новосибирска с разными условиями обучения (группа наблюдения – введение запрета на использование сотовых телефонов во время уроков и перемен; контрольная группа – отсутствие ограничений). Изучались особенности когнитивных функций и психоэмоционального состояния школьников. Исследование проведено в форме динамического наблюдения с использованием стандартных тесов, характеризующих психо-эмоциональное состояние и умственную работоспособность.
Всего проведено 1131 исследование. Динамическим наблюдением охвачено 199 обучающихся в возрастной группе 12-16 лет.
По группе наблюдения отмечались более высокие показатели удельного веса детей с высокой и хорошей работоспособностью по сравнению с контрольной группой (80,4% против 72,4% детей), меньшими темпами снижения показателей умственной работоспособности в течение учебного дня (3,1% против 4,3%). Исследование функционального состояние нервной системы 167 учащихся путем оценки мнемонических способностей школьников, продемонстрировали более высокие показатели качества запоминания при тестировании долговременной памяти у детей, обучающихся в организации, которая ввела ограничения на использование устройств мобильной связи, как во время уроков, так и во время перемен. Удельный вес детей с высокими показателями по группе наблюдения составил 35% против 29% обучающихся контрольной группы.
Результаты исследований компенсаторно-приспособительных функций школьников, показали, что активное использование устройств мобильной связи на фоне общей учебной загруженности и низкой двигательной активности оказывает дополнительную нагрузку на детский организм и способствует возникновению напряжения функциональных резервов систем адаптации.
Сравнительная оценка признаков напряжения органа зрения свидетельствовала о наличии статистически значимых различий в показателях нарушения рефракции у детей с функциональными нарушениями органа зрения более чем в 2 раза превышающей в контрольной группе к концу учебного дня по сравнению с группой наблюдения.
Полученные промежуточные результаты подтверждают эффективность вводимых ограничений на использование обучающимися в общеобразовательных организациях личных устройств мобильной связи.