Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора завершил исследовательскую работу по изучению эффективности введенных в 2019-2020 учебном году ограничений на использование обучающимися личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. Данная работа выполнялась в рамках реализации Роспотребнадзором плана основных мероприятий Десятилетия детства (п. 15. Организация и проведение научных исследований современного детства). Были изучены особенности влияния мобильных устройств связи на стереотипы поведения детей, коммуникации между детьми и взрослыми, функциональное состояние нервной системы, опорно-двигательного аппарата и органа зрения.
Исследование проведено в рамках реализации общеобразовательными организациями МР 2.4.0150-19 «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях», разработанных в 2019 г. Роспотребнадзором совместно с Рособрнадзором и Министерством просвещения Российской Федерации. Исследование включало последовательную реализацию трех этапов - подготовительный, мониторинговый этап и экспериментальный этап.
На подготовительном этапе были разработаны методические рекомендации, подготовлено кросс-платформенное программное средство, позволяющее выполнять мониторинговые функции.
В ходе выполнения мониторингового этапа в программное средство «Мониторинг ограничений использования сотовых телефонов в школах», разработанное ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, была внесена информация по 23 421 общеобразовательным организациям. Установлено, что локальные нормативные акты были приняты в 19 304 школ (82,4% от всех организаций, внесших мониторинговую информацию). Ограничения на использование детьми сотовых телефонов на уроках и переменах были введены в 31,9% школ, только во время уроков – 62,2% школ. Не вводились ограничения в 5,9% общеобразовательных организаций. Принятые ограничения затрагивали обучающихся с 1 по 11 классы (98,6%). В 81,3% школ принятые локальными актами ограничения касались как школьников, так и учителей. Были регламентированы локации временного хранения сотовых телефонов - портфель – 74,7%, сейф – 2,3%, личные шкафчики – 1,1%, общие коробки – 12,4%, иное – 9,5%.
В рамках второго этапа мониторинга анкетирование прошли 1 193 630 респондентов (в т.ч. обучающиеся – 510 989 чел.; родители (законные представители) – 514 894 чел.; учителя – 167 630 чел.). Результаты анкетирования свидетельствовали об эффективности введенных ограничений. У детей повысились внимательность во время уроков (73,1%) и умственная работоспособность (70,3%), двигательная активность во время перемен (59,0%), активизировались вербальные коммуникации между детьми и педагогами (51,4%). Снизилась тревожность, обусловленная потерей телефона (69,6%), ожиданием звонка или смс (79,7%).
В ходе третьего (экспериментального) этапа мониторинга дана оценка влияния введенных в общеобразовательных организациях ограничений на использование личных устройств мобильной связи на концентрацию внимания детей, их умственную работоспособность, особенностям функционирования высшей нервной деятельности, адаптационного потенциала, напряжения зрительного анализатора.
В ходе реализации экспериментального фрагмента исследований были объективизированы выводы, сделанные по результатам мониторинга. Исследованием было охвачено 454 ребенка, из них 228 детей не использовали сотовые телефоны во время перемен (группа наблюдения) и 226 детей использовали сотовые телефоны на переменах и уроках (контрольная группа). Группа наблюдения характеризовалась существенно большими энерготратами за счет реализации двигательной активности с динамическим компонентом во время перемен (p≤0,05), что подтверждено результатами объективных данных, полученных с помощью пульсометра, датчиков сердечного ритма Polar H10 и расчётной формулы; более высоким процентом реализации во время перемен вербальных коммуникаций (81,2% против 21,2%), меньшей распространенностью нарушений осанки, выявляемой объективно с помощью метода компьютерной топографии (32,8% против 65,8%), меньшей распространенностью признаков перенапряжения зрительного аппарата в течение учебного дня среди детей, уже имеющих функциональные нарушения остроты зрения (34,6%; против 69,2%). Выявлены группы повышенного риска формирования нарушений зрения у детей при использовании мобильных устройств на переменах – это дети с функциональными нарушениями зрения. В этой группе детей отмечались существенные изменения рефракции в течение учебного дня, что не отмечалось у аналогичной группы детей, не использующих сотовые телефоны вовремя перемен.
Полученные в ходе исследования результаты подтверждают эффективность вводимых в общеобразовательных организациях ограничений на использование обучающимися сотовых телефонов.