Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора в период с 23.11. 2020 по 11.12.2020 провел анкетирование школьников Новосибирской области и их родителей по проблеме дистанционной формы образования. Анкетирование было проведено с использованием, разработанного институтом кросс-платформенного программного средства. В анкетировании приняли участие 55 521 респондент, 52,8% респондентов - жители городской местности, 47,2% - сельской.

На момент проведения анкетирования обучались в дистанционной форме обучения 50,3% респондентов. Для занятий в дистанционной форме использовали компьютер или ноутбук 62,0% детей, 34,3% вынуждены пользоваться сотовыми телефонами, 3,7% - планшетами.

В ходе исследования было установлено, что несмотря на переход на дистанционное образование в школе, 86,7% детей продолжают посещать кружки (студии) и спортивные секции, занимаясь в очной форме. При переходе на дистанционное образование суммарное экранное время составило 3 ч. и более у 69,0% респондентов, в т.ч. более 7-ми часов – у 19,8 % детей; привычное время прогулок сократилось у 87,3% детей. Гуляют 2 часа и более 15,5% респондентов. 85,6% респондентов отметили, что с переходом на дистанционное обучение, у них изменился привычный режим дня. В связи с чем, 50,7% детей стали испытывать трудности с утренним подъемом, 38,9% - с засыпанием. 66,8% респондентов отметили сокращение свободного времени в общем бюджете времени привычного жизненного стереотипа поведения.

Занятия проходят в формате видеосвязи у 55,4% детей, у остальных (44,6%) занятия проводится в самостоятельном режиме, дети получают через разные мессенджеры задания, самостоятельно изучают материал, выполняют задания и результат в виде фото-материалов отправляют учителю. 82,7% респондентов отметили, что в ходе занятий в формате аудио- связи они имеют возможность задать учителю вопрос. Соответственно 61,9% респондентов, что утратили возможность контакта с учителем во время освоения нового материала. Во время перемен между уроками 42,4% детей готовится к следующему уроку. Перемены, как таковые, отсутствовали вообще у 12,5% респондентов.

За правильностью осанки в домашних условиях следит – 56,0% респондентов. Привычное расстояние до книги во время чтения менее 30 см – у 49,3% респондентов; от монитора компьютера менее 50 см – у 68,6%; от экрана ноутбука менее 50 см – у 78,9% детей. Проветривают помещение во время перемен 57,6% респондентов. Знают, как необходимо проводить дыхательную гимнастику только 36,7% детей, из них выполняют дыхательные упражнения – 12,5%.  Проинформированы каким образом следует проводить гимнастику для мышц спины и шеи 56,9% респондентов, выполняют расслабляющие упражнения – 40,6%. Во время дистанционных занятий факт проведения учителями физкультурных пауз во время урока был отмечен только 20,1% респондентов. Знают каким образом и почему необходимо регулярно проводить гимнастику для глаз 69,2% респондентов, выполняют гимнастику – 29,7% респондентов.

Результирующими показателями, индикативно свидетельствующими об организационных и методических проблемах перехода на дистанционную форму обучения в сложившихся условиях можно считать следующие ответы:  73,8% респондентов считают, что при дистанционной форме снижается роль учителя в формировании знаний; 75,3% респондентов указали на утрату интереса к изучаемым предметам; 75,4% респондентов считают, что в условиях дистанционной формы образования существенно снизилась понятность изучаемого материала; 34,4% детей указали на недостаточную доступность справочного материала, что затрудняло подготовку домашних заданий. При переходе на дистанционное образование 73,8% респондентов указали на возникшую проблему повышенного напряжения органа зрения и повышенного напряжения мышц спины и шеи - 73,1%.

Выявленные проблемы и их физиологическая стоимость актуализировали проблему регламентации требований и порядка организации дистанционной формы обучения, а также наглядно показали, что использование данной формы обучения не должно носить массового характера и возможно только в исключительных случаях.