ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора подвел итоги социологического исследования, направленного на изучение охвата школьников услугами дополнительного образования, занятиями спортом и организации внешкольного времени. В анкетировании приняли участие 46 406 обучающихся общеобразовательных организаций 64 субъектов РФ, в том числе 20 511 мальчиков и 25 895 девочек. Исследование было проведено с использованием специально разработанного Институтом кросс-платформенного программного средства.
В ходе оценки полученных результатов было установлено, что 35% респондентов не охвачены дополнительным образованиям, в том числе не посещают кружки, студии и не посещают спортивные секции. Наибольший удельный вес таких детей приходится на 9-11 классы (45,5-47,3%), наименьший – на 3-5 классы (26,9%-28,4%) – рис.1.
Рисунок 1. – Охват школьников услугами дополнительного образования (в%)
Более половины опрошенных (53%) занимаются в организациях дополнительного образования. Посещают спортивные секции 37,5% респондентов. 25,7% респондентов совмещают посещение кружков (студий) с занятиями в спортивных секциях. Существенных различий в охвате детей занятиями к кружках(студиях) и спортивных секциях в зависимости от смены обучения (первая/вторая) не выявлено.
Охват детей занятиями спортом существенно ниже показателя охвата детей занятиями в кружках и студиях и составляет среди школьников 1-11 классов 33,1-43,0% против 39,4-62,6% (рис.2). Соотношение превалирования охвата детей занятиями в кружках и студиях по сравнению с валентностью в занятия спортом при переходе к более старшим классам снижается, так для школьников 1-2 класса данный показатель составлял 1,7, для школьников 10-11 классов – 1,2 соответственно.
Наибольший показатель охвата детей занятиями в кружках (студиях) приходится на школьников 2-4 классов (61,2-62,6%), в спортивных секциях – на школьников 5-го класса 43,0%. Следует отметить, что начиная с 4-го класса показатель вовлеченности детей в дополнительное образование – занятия в кружках (студиях) имеет тенденцию к сокращению – с 62,6% до 39,4%, что составляет 3,8% при переходе из класса в класс. Начиная с 5-го класса показатель охвата школьников занятиями спортом также снижается, вместе с тем, темпы снижения существенно ниже и составляют 1,5% при переходе из класса в класс (рис.2).
Рисунок 2. - Удельный вес школьников, занимающихся в спортивных секциях, кружках и студиях дополнительного образования (в%)
14% опрошенных указали, что занимаются в 3-х и более кружках или студиях и 3% - в 3-х и более спортивных секциях. Суммарное время, затрачиваемое школьниками на занятия в кружках и студиях в неделю по данным опроса составляет от 1 часа до 14 часов в неделю, при этом 67,3% (от числа занимающихся в студиях и кружках) занимается до 4 часов в неделю, 15,1% респондентов - от 5 до 8 часов в неделю, 17,6% - от 9 ч до 14 ч. Суммарное время, затрачиваемое школьниками на занятиях в спортивных секциях также составляет до 14 ч. в неделю, в т.ч. 83,5% респондентов занимаются до 6 часов в неделю (от числа занимающихся в спортивных секциях), 6,25% - 7-8 часов в неделю, 10,6% респондентов занимаются в спортивных секциях от 9 до 14 часов.
4,2% учащихся 3-4 классов отметили, что заканчивают занятия в кружках и секциях позже 20:00, 2,5% учащихся 5-11 классов отметили, что заканчивают занятия в кружках (студиях) и спортивных секциях позже 21:00.
Занимаются с репетитором 17,6% опрошенных, в том числе, среди первоклассников с репетиторами занимается 7,5% детей, второклассников – 11,7%, 3-8 кл. – 14,4-17,3%, 9-10 кл. – 24,0-27,2%, 11 класс – 46,2%. Средняя продолжительность занятий с репетитором составляет 60 минут. 1 раз в неделю с репетитором занимается – 31,2% (от числа занимающихся с репетиторами), 2-3 раза в неделю - 57,2% респондентов, 4 и более раз в неделю - 11,6%. При этом следует отметить, что дети 37,6% детей 11 кл. занимаются с репетитором 4 и более раз в неделю, по остальным классам данный показатель находится в диапазоне 5,0-14,4%.
Рисунок 3. - Удельный вес школьников, занимающихся с репетиторами
17,4% респондентов отметили, что они не гуляют на улице в учебный день вообще, за исключением дороги от дома до школы и назад. При этом, из них 63% - дети, занимающиеся в организациях дополнительного образования и/или спортивных секциях, 33,5% гуляют до 1 часа, 27% от часа до двух, 9% от двух часов до трех,3,7% гуляют три часа и более.
Проведенное исследование выявило проблему низкого охвата школьников занятиями в спортивных секциях, старшеклассников – занятиями в кружках и студиях, глобальный дефицит времени, отводимый в структуре режима дня на прогулки и пребывание на свежем воздухе. При этом, данная проблема равнозначно касается детей, занимающихся в кружках и секциях и не занимающихся в них.