15 апреля на базе ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора в рамках Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию госсанэпидслужбы «Актуальные вопросы гигиены в условиях современных вызовов» прошел круглый стол «Вопросы методического сопровождения мониторинга питания и здоровья школьников, результатах НП «Демография», эффективности родительского контроля, организации мониторинга цен на продукты для организации школьного питания, проблемах и алгоритмах их решения, задачах на перспективу». Круглый стол был организован и проведён совместно с Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «СИБИРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ» в рамках мероприятий регионального форума Общественной палаты Российской Федерации «СООБЩЕСТВО».
В круглом столе приняли участие Общественная палата Российской Федерации, органы и учреждения Роспотребнадзора в Сибирском Федеральном округе; Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «СИБИРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ», уполномоченные по правам ребенка в субъектах сибирского Федерального округа, органы исполнительной и законодательной власти, общественные организации, представители педагогического и родительского сообщества, субъектов Сибирского Федерального округа, вузы медицинского и педагогического профилей субъектов Сибирского, Северо-Западного и Дальневосточного Федеральных округов, Институт отраслевого питания. Всего зарегистрировано 358 участников, в том числе очно – 62 чел.
С приветственным словом к участникам круглого стола выступили Гусельников Геннадий Геннадьевич – председатель Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», Казаченок Светлана Юрьевна – заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественной экспертизе социально-значимых законопроектов и правовых инициатив, Новикова Ирина Игоревна – директор ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора.
Доклады по повестке круглого стола к обсуждению представили д.м.н., проф. Новикова Ирина Игоревна (директор ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора), д. юрид. н. Казаченок Светлана Юрьевна (заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественной экспертизе социально-значимых законопроектов и правовых инициатив), д.м.н., проф. Потеряева Елена Леонидовна (руководитель Департамента по развитию социального сектора МАСС «Сибирское соглашение»), Болтенко Надежда Николаевна (уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области), Аверин Дмитрий Михайлович (заместитель министра образования Омской области), Савостьянов Юрий Иванович (заместитель министра образования Новосибирской области), Бушова Елена Анатольевна (заместитель министра образования Амурской области), Кравченко Павел Владимирович (начальник отдела по делам молодежи, воспитания и дополнительного образования Министерства образования Р. Хакасия), Попов Роман Васильевич (начальник отдела контроля организации питания и ресурсного обеспечения Департамента образования мэрии г. Новосибирска), Шкундалев Сергей Александрович (руководитель управления образования, молодежной политики и спорта Администрации Ордынского района Новосибирской области), Зверева Марина Васильевна (заместитель директора Лицея№ 136 г Новосибирска), Клюкина Марина Валерьевна (председатель управляющего совета МБОУ СОШ № 11 г. Искитим).
В дискуссии с обсуждением докладов выступили Щербатов Александр Федорович (руководитель Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области), к.м.н. Курганова Ольга Петровна (руководитель Управления Роспотребнадзора по Амурской области), д.м.н., проф. Мельцер Александр Витальевич (Председатель Общественного совета при Роспотребнадзоре, Проректор по развитию регионального здравоохранения и медико-профилактическому направлению СЗГМУ им. И.И. Мечникова, С-Пб), д.м.н., проф. Дегтева Галина Николаевна (директор «НИИ Арктической медицины», Архангельск), д.м.н., проф. Ефимова Наталья Васильевна (ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»), к.э.н. Рождественская Лада Николаевна (зав. кафедрой технологии и организации пищевых производств Новосибирского государственного технического университета), Чернигов Владимир Валерьевич (Президент «Институт отраслевого питания»); к.м.н. Бережной Вадим Григорьевич (депутат Законодательного Собрания Омской области, главный врач БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр министерства здравоохранения Омской области»).
В ходе докладов и дискуссии были рассмотрены актуальные вопросы организации школьного питания, региональные модели методического сопровождения мониторинга питания и здоровья школьников; региональные, муниципальные и учрежденческие практики организации школьного питания, работы общественных организаций и родительских комитетов школ, в том числе по контролю за питанием обучающихся, практики взаимодействия школы и семьи по вопросам здорового питания. Рассмотрены выработанные в субъектах федерации алгоритмы решения задач по улучшению организации и структуры школьного питания, родительского контроля, взаимодействия с родителями школьников, в том числе по популяризации принципов здорового питания.
Детально была рассмотрена модель мониторинга, разработанная Роспотребнадзором в рамках национального проекта «Демография» и предложенная субъектам федерации для реализации в форме ПС «Мониторинг питания и здоровья», в котором на сегодняшний день работает 12 822 пользователя из 49 субъектов Российской Федерации. Детально были обсуждались сервисы программного средства, такие как разработка и оценка меню, в том числе для детей с заболеваниями, требующими индивидуального подхода в организации питания (дети с пищевой аллергией, сахарным диабетом, целиакией, муковисцидозом, фенилкетонурией); мониторинг цен и родительский контроль, предусматривающие возможность не только мониторинга ситуации, но и ее оценки, что крайне актуально для принятия оперативных и взвешенных решений, направленных на улучшение питания. Выступающие делились опытом, рассказывали, что получается на практике, а что нет. Иные методические подходы к систематизации работы по организации питания школьников были представлены на примере Амурской области, которая пошла по пути разработки регионального стандарта питания, также позволившего добиться положительных результатов в организации питания. Интересный опыт взаимодействия с родителями по популяризации знаний о здоровом питании был представлен директорами школ и общественными организациями. В ходе бурного обсуждения удалось прийти к единому мнению об актуальности системной работы мер по улучшению питания школьников, начиная от эффективной логистики питания для субъекта федерации, муниципального образования, общеобразовательной школы и предлагаемого детям школьного меню до домашнего питания и воспитания правильных здоровых пищевых стереотипов поведения ребенка. В рамках проекта «Сибирская школа – территория здоровья» лучшие практики будут масштабированы в субъектах, входящих в Межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение». Также поступило предложение о целесообразности использования аналогичных инструментов мониторинга и организации для решения вопросов улучшения организации питания в лечебно-профилактических организациях.
Все выступающие сошлись в мнении, что школьное меню сегодня во многом отвечает принципам здорового питания, содержит необходимое количество овощей и фруктов, клетчатки, проведена замена кондитерских изделий на фрукты, колбасных изделий на мясные блюда. Однако, основные блюда завтрака отдельными детьми остаются недостаточно востребованными, несмотря на их высокие органолептические свойства, в первую очередь это каши и омлеты. Причина, дети не встречают эти блюда в структуре домашнего питания. А домашнее питание формирует вкусовые пристрастия и вкусовые ожидания. Детям в школе сложно перестроить свои пищевые привычки. Но выход есть, это работа с родителями – классные часы, викторины, конкурсы, совместная работа родителей и детей по освоению санитарно–просветительских программ. Как показало обсуждение, если работа в регионе организована на межведомственном уровне, предусматривает не только мониторинг ситуации, но и ее оценку, постановку задач и подведение итогов, в таком случае эффективность в работе есть. Такой подход позволяет решать основные задачи улучшения питания школьников, сделать работу понятной, реально реализуемой и оперативно реагируемой на все вызовы.
По итогам круглого стола будет подготовлена резолюция, которая будет направлена всем участникам обсуждения.