ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора провел первый этап экспериментальной исследовательской работы по изучению особенностей возможного влияния антистресс-игрушек на когнитивные функции и психоэмоциональное состояние детей, долгосрочности регистрируемых эффектов, оценки прогнозируемости ожидаемых результатов.
Учитывая, что в настоящее время методических рекомендаций по использованию антистресс-игрушек в организованных детских коллективах нет, а при этом, они широко используются в мировой практике и вполне могут заменить для Российских детей и подростков столь привычные для них устройства мобильной связи, оказывающие прямо противоположные эффекты.
С целью методического обоснования актуальности и порядка использования антистресс-игрушек в учебном процессе для снижения стрессового воздействия и тревожности у детей, а также при временном формировании организованных групп детей, изменениях привычного режима дня и стереотипов поведения, иных стрессовых ситуациях, был разработан дизайн изучения ожидаемых эффектов воздействия антистресс-игрушек на детей, прогнозирования данных эффектов и оценки их долгосрочности. Изучению подлежат показатели, характеризующие концентрацию внимания и умственную работоспособность, настроение, аппетит, успешность выполнения дозированных заданий, потребность в вербальном общении Полученные результаты согласуются с имеющимися литературными данными о формировании быстрых положительных эмоций у детей, антистресс-игрушки воздействуют на центральную нервную систему за счет переключения внимания и вовлечения мелкой моторики пальцев рук, обеспечивая быстрый релаксирующий эффект, сопоставимый по эффективности с хорошо организованной динамической паузой.
Выявленные в ходе исследования краткосрочные положительные эффекты, свидетельствуют о снижении стрессового восприятия, тревожности и более высоких результатах выполнения дозированных заданий. Принято решение о необходимости продолжения исследований, расширения перечня изучаемых показателей в формате мониторинга в течение всего учебного года, оценки прогнозируемости результатов и разработки методических рекомендаций о порядке использования игрушек в образовательном процессе, отдыхе и оздоровлении детей, а также методических аспектах оценки правильности подбора игрушек с учетом возраста, темперамента и психотипа ребенка.