ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора завершил очередной этап изучения факторов риска и оцифровки рисков формирования нарушений осанки и зрения у обучающихся общеобразовательных организаций.
Исследование проводилось с помощью гигиенических, клинических и инструментальных методов, в том числе оценивалась острота зрения, рефракция, объем и запас аккомодации; состояние костно-мышечной системы с помощью компьютерного оптического топографа ТОДП методом КОМОТ; режимные и гигиенические параметры исследовались с помощью интервьюирования, а также по результатам инструментальных замеров, материалов производственного контроля, информации о результатах медицинских осмотров детей. Исследование проводилось в 2019-2023 гг., в ходе которых были сформированы базы данных, позволившие выявить закономерности патологического влияния на обучающихся как отдельных факторов риска, так и совокупности факторов.
В ходе исследования были выявлены статистически значимые регулируемые и нерегулируемые факторы риска. Регулируемые факторы риска были условно разделены на две группы – факторы регулируемые школой (мебель, искусственное освещение, гимнастика для глаз, мышц спины и шеи, использование ЭСО) и факторы регулируемые семьей (привычная рабочая поза ребенка при письме, чтении, работе с ЭСО, продолжительность суммарного экранного времени, продолжительность прогулок, знания и практическое применение в домашних условиях гимнастики для глаз, расслабления мышц спины и шеи). Нерегулируемые факторы были представлены факторами наследственной отягощенности (наличие миопии и сколиоза у родителей). Степень значимости (вклада) факторов риска в суммарный индивидуальный и коллективный риск была различна, их оцифрована была проведена с помощью технологии интеллектуального анализа данных (Random Forest). Это позволило построить прогнозные модели и их оцифровать. В результате была разработана и пилотно апробирована методика оценки риска нарушений осанки и зрения у школьников, позволяющая оценивать как индивидуальные риски для каждого обучающегося, не имеющего на момент оценки нарушений осанки и зрения, так и для коллектива, группы классов и отдельных классов. Индивидуальная оценка позволяет рассчитать риски нарушений здоровья ребенка как для текущего учебного года, так и на период до окончания школы. Учитывая регулируемость факторов риска, разработан также алгоритм оценки эффективности реализуемых профилактических мероприятий как в прогнозном, так и ретроспективном аспектах.
Использование данного методического подхода в практике позволит аргументированно подходить к реализации мероприятий по снижению рисков нарушения осанки и зрения у школьников. Результаты работы оформлены в форме проекта методических рекомендаций по оценке коллективного и индивидуального риска нарушений осанки и зрения.