Новости
09.09.2020 Коллектив ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора привился против гриппа
Коллектив ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора привился против гриппа.
Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора завершил исследовательскую работу по изучению эффективности введенных в 2019-2020 учебном году ограничений на использование обучающимися личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях.
Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора завершил исследовательскую работу по изучению эффективности введенных в 2019-2020 учебном году ограничений на использование обучающимися личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. Данная работа выполнялась в рамках реализации Роспотребнадзором плана основных мероприятий Десятилетия детства (п. 15. Организация и проведение научных исследований современного детства). Были изучены особенности влияния мобильных устройств связи на стереотипы поведения детей, коммуникации между детьми и взрослыми, функциональное состояние нервной системы, опорно-двигательного аппарата и органа зрения.
Исследование проведено в рамках реализации общеобразовательными организациями МР 2.4.0150-19 «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях», разработанных в 2019 г. Роспотребнадзором совместно с Рособрнадзором и Министерством просвещения Российской Федерации. Исследование включало последовательную реализацию трех этапов - подготовительный, мониторинговый этап и экспериментальный этап.
На подготовительном этапе были разработаны методические рекомендации, подготовлено кросс-платформенное программное средство, позволяющее выполнять мониторинговые функции.
В ходе выполнения мониторингового этапа в программное средство «Мониторинг ограничений использования сотовых телефонов в школах», разработанное ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, была внесена информация по 23 421 общеобразовательным организациям. Установлено, что локальные нормативные акты были приняты в 19 304 школ (82,4% от всех организаций, внесших мониторинговую информацию). Ограничения на использование детьми сотовых телефонов на уроках и переменах были введены в 31,9% школ, только во время уроков – 62,2% школ. Не вводились ограничения в 5,9% общеобразовательных организаций. Принятые ограничения затрагивали обучающихся с 1 по 11 классы (98,6%). В 81,3% школ принятые локальными актами ограничения касались как школьников, так и учителей. Были регламентированы локации временного хранения сотовых телефонов - портфель – 74,7%, сейф – 2,3%, личные шкафчики – 1,1%, общие коробки – 12,4%, иное – 9,5%.
В рамках второго этапа мониторинга анкетирование прошли 1 193 630 респондентов (в т.ч. обучающиеся – 510 989 чел.; родители (законные представители) – 514 894 чел.; учителя – 167 630 чел.). Результаты анкетирования свидетельствовали об эффективности введенных ограничений. У детей повысились внимательность во время уроков (73,1%) и умственная работоспособность (70,3%), двигательная активность во время перемен (59,0%), активизировались вербальные коммуникации между детьми и педагогами (51,4%). Снизилась тревожность, обусловленная потерей телефона (69,6%), ожиданием звонка или смс (79,7%).
В ходе третьего (экспериментального) этапа мониторинга дана оценка влияния введенных в общеобразовательных организациях ограничений на использование личных устройств мобильной связи на концентрацию внимания детей, их умственную работоспособность, особенностям функционирования высшей нервной деятельности, адаптационного потенциала, напряжения зрительного анализатора.
В ходе реализации экспериментального фрагмента исследований были объективизированы выводы, сделанные по результатам мониторинга. Исследованием было охвачено 454 ребенка, из них 228 детей не использовали сотовые телефоны во время перемен (группа наблюдения) и 226 детей использовали сотовые телефоны на переменах и уроках (контрольная группа). Группа наблюдения характеризовалась существенно большими энерготратами за счет реализации двигательной активности с динамическим компонентом во время перемен (p≤0,05), что подтверждено результатами объективных данных, полученных с помощью пульсометра, датчиков сердечного ритма Polar H10 и расчётной формулы; более высоким процентом реализации во время перемен вербальных коммуникаций (81,2% против 21,2%), меньшей распространенностью нарушений осанки, выявляемой объективно с помощью метода компьютерной топографии (32,8% против 65,8%), меньшей распространенностью признаков перенапряжения зрительного аппарата в течение учебного дня среди детей, уже имеющих функциональные нарушения остроты зрения (34,6%; против 69,2%). Выявлены группы повышенного риска формирования нарушений зрения у детей при использовании мобильных устройств на переменах – это дети с функциональными нарушениями зрения. В этой группе детей отмечались существенные изменения рефракции в течение учебного дня, что не отмечалось у аналогичной группы детей, не использующих сотовые телефоны вовремя перемен.
Полученные в ходе исследования результаты подтверждают эффективность вводимых в общеобразовательных организациях ограничений на использование обучающимися сотовых телефонов.