Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

25.03.2021 года на базе Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области состоялось совещание «День специалиста» на котором младший научный сотрудник ФБУН «Новосибирский НИИГ» Роспотребнадзора Лобкис Мария Александровна представила доклад по актуальным вопросам реализации национального проекта «Демография».

В ходе совещания был обсужден вопрос реализации МР «Подготовка и мониторинг, состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях», представлен утвержденный проект документа к работе, обсужден вопрос завершения подготовительного этапа мониторинга. Подробно изложена информация по реализации санитарно-просветительских программ по обучению населения в соответствии с Приказом №379. Представлены итоги работы по Новосибирской области за 2020 год по реализации обучающей программы для детей дошкольного и школьного возраста, разработанной ФБУН «Новосибирский НИИГ» Роспотребнадзора.

В ходе доклада отмечены результаты работы по реализации пилотного проекта на территориях Новосибирской и Омской области по мониторингу питания школьников с 1 по 4 класс. По итогам работы с программным средство школы и организаторы (операторы) питания, комбинаты школьного питания составили меню, в том числе для детей, требующих индивидуального подхода к организации питания, научились формировать отчеты, проводить мероприятия общественного и родительского контроля. Отмечено, что на участниках пилотного проекта успешно прошла апробация сборника рецептур и типовых меню, составленных в соответствии с принципами здорового питания. В завершение доклада отмечено, что основной целью реализации данных мероприятий в рамках реализации национального проекта «Демография» является выработка регионально-ориентированной стратегии улучшения питания населения.

ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора подвел итоги социологического исследования, направленного на изучение охвата школьников услугами дополнительного образования, занятиями спортом и организации внешкольного времени. В анкетировании приняли участие 46 406 обучающихся общеобразовательных организаций 64 субъектов РФ, в том числе 20 511 мальчиков и 25 895 девочек. Исследование было проведено с использованием специально разработанного Институтом кросс-платформенного программного средства.

В ходе оценки полученных результатов было установлено, что 35% респондентов не охвачены дополнительным образованиям, в том числе не посещают кружки, студии и не посещают спортивные секции. Наибольший удельный вес таких детей приходится на 9-11 классы (45,5-47,3%), наименьший – на 3-5 классы (26,9%-28,4%) – рис.1.

Рисунок 1. – Охват школьников услугами дополнительного образования (в%)

Более половины опрошенных (53%) занимаются в организациях дополнительного образования. Посещают спортивные секции 37,5% респондентов. 25,7% респондентов совмещают посещение кружков (студий) с занятиями в спортивных секциях. Существенных различий в охвате детей занятиями к кружках(студиях) и спортивных секциях в зависимости от смены обучения (первая/вторая) не выявлено.

Охват детей занятиями спортом существенно ниже показателя охвата детей занятиями в кружках и студиях и составляет среди школьников 1-11 классов 33,1-43,0% против 39,4-62,6% (рис.2). Соотношение превалирования охвата детей занятиями в кружках и студиях по сравнению с валентностью в занятия спортом при переходе к более старшим классам снижается, так для школьников 1-2 класса данный показатель составлял 1,7, для школьников 10-11 классов – 1,2 соответственно.

Наибольший показатель охвата детей занятиями в кружках (студиях) приходится на школьников 2-4 классов (61,2-62,6%), в спортивных секциях – на школьников 5-го класса 43,0%. Следует отметить, что начиная с 4-го класса показатель вовлеченности детей в дополнительное образование – занятия в кружках (студиях) имеет тенденцию к сокращению – с 62,6% до 39,4%, что составляет 3,8% при переходе из класса в класс. Начиная с 5-го класса показатель охвата школьников занятиями спортом также снижается, вместе с тем, темпы снижения существенно ниже и составляют 1,5%  при переходе из класса в класс (рис.2).

Рисунок 2. - Удельный вес школьников, занимающихся в спортивных секциях, кружках и студиях дополнительного образования (в%)

14% опрошенных указали, что занимаются в 3-х и более кружках или студиях и 3% - в 3-х и более спортивных секциях. Суммарное время, затрачиваемое школьниками на занятия в кружках и студиях в неделю по данным опроса составляет от 1 часа до 14 часов в неделю, при этом 67,3% (от числа занимающихся в студиях и кружках) занимается до 4 часов в неделю, 15,1% респондентов - от 5 до 8 часов в неделю, 17,6% - от 9 ч до 14 ч. Суммарное время, затрачиваемое школьниками на занятиях в спортивных секциях также составляет до 14 ч. в неделю, в т.ч. 83,5% респондентов занимаются до 6 часов в неделю (от числа занимающихся в спортивных секциях), 6,25% - 7-8 часов в неделю, 10,6% респондентов занимаются в спортивных секциях от 9 до 14 часов.

4,2% учащихся 3-4 классов отметили, что заканчивают занятия в кружках и секциях позже 20:00, 2,5% учащихся 5-11 классов отметили, что заканчивают занятия в кружках (студиях) и спортивных секциях позже 21:00.

Занимаются с репетитором 17,6% опрошенных, в том числе, среди первоклассников с репетиторами занимается 7,5% детей, второклассников – 11,7%, 3-8 кл. – 14,4-17,3%, 9-10 кл. – 24,0-27,2%, 11 класс – 46,2%. Средняя продолжительность занятий с репетитором составляет 60 минут. 1 раз в неделю с репетитором занимается – 31,2% (от числа занимающихся с репетиторами), 2-3 раза в неделю  - 57,2% респондентов, 4 и более раз в неделю - 11,6%. При этом следует отметить, что дети 37,6% детей 11 кл. занимаются с репетитором 4 и более раз в неделю, по остальным классам данный показатель находится в диапазоне 5,0-14,4%.

Рисунок 3. - Удельный вес школьников, занимающихся с репетиторами

17,4% респондентов отметили, что они не гуляют на улице в учебный день вообще, за исключением дороги от дома до школы и назад. При этом, из них 63% - дети, занимающиеся в организациях дополнительного образования и/или спортивных секциях, 33,5% гуляют до 1 часа, 27% от часа до двух, 9% от двух часов до трех,3,7% гуляют три часа и более.

Проведенное исследование выявило проблему низкого охвата школьников занятиями в спортивных секциях, старшеклассников – занятиями в кружках и студиях, глобальный дефицит времени, отводимый в структуре режима дня на прогулки и пребывание на свежем воздухе. При этом, данная проблема равнозначно касается детей, занимающихся в кружках и секциях и не занимающихся в них.