Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

29 сентября – 2 октября 2022 г. ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора принял участие в выездном совещании по развитию объектов детского отдыха и оздоровления Краснодарского края.

На совещании рассмотрены итоги летней оздоровительной кампании 2022 года, перспективы развития сферы детского отдыха и оздоровления в Краснодарском крае, меры государственной поддержки отрасли, поиск и внедрение инновационных технологичных решений, программы в детских лагерях и программные лагеря, вопросы кадрового обеспечения отрасли.

В ходе панельной дискуссии представителем ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора представлен доклад об организационных и методических аспектах питания в детском лагере, в том числе с применением вариативного меню, работе организаций в пилотном проекте «Оценка эффективности и организации оздоровления детей». Сделан акцент на крайне низком включении детских лагерей Краснодарского края в пилотный проект, обсуждены проблемные вопросы. Представлен функционал новых сервисов программного средства «Оценка организации и эффективности оздоровления детей».

Доклад Института был активно поддержан в дискуссии, на все поступившие вопросы даны исчерпывающие ответы. Принято решение о формировании пилотной площадки из 10 детских лагерей Краснодарского края для оценки эффективности организации питания детей посредством вариативного меню.

ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора провел первый этап экспериментальной исследовательской работы по изучению особенностей возможного влияния антистресс-игрушек на когнитивные функции и психоэмоциональное состояние детей, долгосрочности регистрируемых эффектов, оценки прогнозируемости ожидаемых результатов.

Учитывая, что в настоящее время методических рекомендаций по использованию антистресс-игрушек в организованных детских коллективах нет, а при этом, они широко используются в мировой практике и вполне могут заменить для Российских детей и подростков столь привычные для них устройства мобильной связи, оказывающие прямо противоположные эффекты.

С целью методического обоснования актуальности и порядка использования антистресс-игрушек в учебном процессе для снижения стрессового воздействия и тревожности у детей, а также при временном формировании организованных групп детей, изменениях привычного режима дня и стереотипов поведения, иных стрессовых ситуациях, был разработан дизайн изучения ожидаемых эффектов воздействия антистресс-игрушек на детей, прогнозирования данных эффектов и оценки их долгосрочности. Изучению подлежат показатели, характеризующие концентрацию внимания и умственную работоспособность, настроение, аппетит, успешность выполнения дозированных заданий, потребность в вербальном общении Полученные результаты согласуются с имеющимися литературными данными о формировании быстрых положительных эмоций у детей, антистресс-игрушки воздействуют на центральную нервную систему за счет переключения внимания и вовлечения мелкой моторики пальцев рук, обеспечивая быстрый релаксирующий эффект, сопоставимый по эффективности с хорошо организованной динамической паузой.

Выявленные в ходе исследования краткосрочные положительные эффекты, свидетельствуют о снижении стрессового восприятия, тревожности и более высоких результатах выполнения дозированных заданий. Принято решение о необходимости продолжения исследований, расширения перечня изучаемых показателей в формате мониторинга в течение всего учебного года, оценки прогнозируемости результатов и разработки методических рекомендаций о порядке использования игрушек в образовательном процессе, отдыхе и оздоровлении детей, а также методических аспектах оценки правильности подбора игрушек с учетом возраста, темперамента и психотипа ребенка.